Чистосердечный разговор с салафитами (2) – Корни радикальности и либеральности в исламской общине

Радикальность и либеральность в исламской общине

К великому сожалению, в исламской общине, которая согласно божественному предписанию должна быть «серединной общиной», были и есть те, кто страдал и страдает этими двумя недугами. На протяжении четырнадцати веков, минувших с момента возникновения ислама, появлялись секты и течения, которые сознательно или неосознанно проявляли эти две крайности. В качестве примера можно назвать такие, как кадария, джабрия, джахмия, карматия и сотни других. Однако самыми яркими из них были хариджия, избравшие радикальность, и мурджия, выказавшие либеральность в вопросах религии. Скоро мы приступим к рассмотрению учений этих двух течений. Радикальность и либеральность в религии стали бедствием для исламской общины. Возможно, старания врагов ислама на пути разъединения не были столь успешными, сколь чрезмерность или небрежность самих мусульман. Разобщенность мусульман как результат их радикальности или либеральности, имеет в истории ислама глубокие корни. Некоторые группы мусульман, предавшись, этим крайностям создали множество сект еще в первом веке хиджры.

Корни радикальности и либеральности

Вопреки мнению некоторых ученых, религиозные радикальность и либеральность не имели изначально основ в самой религии. Чрезмерность одних и пренебрежительность других не было следствием искаженного понимания религиозных предписаний. Сказанное в предисловии мнение о том, что радикальность и либеральность возникают в результате неправильного понимания религии, не противоречит тому, что мы излагаем теперь. Так как и радикал и либерал на последующих этапах своего становления обосновывает свои мысли и действия аятами и хадисами, которые он, разумеется, понимает и интерпретирует по-своему. Анализ истории возникновения течений с радикальными или либеральными взглядами в исламской общине показывает, что факторы их возникновения изначально не имели прямой связи с содержанием религиозных текстов, но имели другой характер, важнейшими из которых были следующие:

  1. Невежество: Хариджия является одним из тех течений, в возникновения которых главную роль сыграл фактор невежества. Ниже мы детально рассмотрим это течение.
  2. Подверженность чужим идеям: В результате расширения географии ислама некоторые мусульмане, познакомившись с другими религиями, верованиями и современными идейными течениями, оказались под влиянием их учений и перенесли их в исламскую идейную сферу. Именно этот фактор имел большое значение в возникновении некоторых философских школ.
  3. Политика: Группа людей, объединявшаяся с чисто политическими целями и знавшая о том, что если их движение не будет иметь идеологического фундамента, то рано или поздно его постигнет неудача, старалась придать ему религиозный оттенок. Таким образом, это политическое движение превращалось постепенно в религиозно – политическую, а затем догматическую школу.
  4. Реакция: Существуют также течения, которые появились не в результате одного из перечисленных факторов, но как реакция на идеи и убеждения других течений. Например, течение Мурджиитов возникло в ответ на позицию Хариджитов, так как Хариджиты считают «совершающего большие грехи», неверующим. Ниже мы также подробно поговорим о возникновении течения Мурджиитов.

Разумеется, существуют и другие факторы, повлиявшие на возникновение течений с радикальными или либеральными идеями, однако мы воздержимся от их перечисления.

Факторы возникновения Хариджитов

Как мы уже отметили, Хариджия было одним из тех течений, одной из причин, возникновения которых было невежество. Оно стало формироваться среди сторонников Али во время битвы при Сиффине, произошедшей в эпоху халифата Али (да будет доволен им Аллах) между его армией и армией Муавии. Вначале движение Хариджитов носило военно-политический характер, но затем оно преобразовалось в религиозно-догматическую секту. Мотивом этой трансформации было их желание обосновать свою позицию. Согласно книгам по истории исламских школ, когда армия Муавии была близка к поражению, его воины, по предложению Амра ибн Аса, подняли Коран вверх на своих копьях в знак того, чтобы он (Коран) рассудил воюющие стороны. Али не принял это предложение, посчитав, что оно имеет скрытый умысел. Однако в результате давления и угрозы бунта со стороны некоторых невежд из числа воинов, ставшие известными в впоследствии как Хариджиты, Али согласился с упомянутым предложением и назначил Абдуллу ибн Аббаса своим представителем в этом вопросе. Но те же люди не приняли Абдуллу ибн Аббаса, желая видеть на его месте Абу Мусу Аш`ари. И вновь Али был вынужден удовлетворить их требование. Тогда было принято решение, чтобы представители обеих сторон, то есть Амр ибн Ас со стороны Муавии и Абу Муса Аш`ари со стороны Али, провели глубокое изучение Корана и выразили свое, имеющее статус окончательного мнения касательно войны между двумя сторонами, а до того времени объявить перемирие.

После нескольких месяцев консультаций Амр ибн Ас и Абу Муса Аш`ари пришли к мнению, что в целях обеспечения интересов мусульман будет лучше, если халифом станет не Али и не Муавия, а вновь избранный человек. Однако в день объявления этого решения произошло то, что полностью отвечало интересам Муавии.

В день объявления решения Абу Муса поднялся на кафедру и сказал: «После длительных обсуждений мы пришли к мнению, что исламской общине целесообразно избрать халифом не Али и не Муавию, а другого человека». После чего он снял с правой руки свой перстень и добавил: «Я снял Али с престола также как и снял этот перстень с пальца». Сказав это, он сошел с кафедры. Затем на кафедру поднялся Амр ибн Ас и заявил: «Вы все слышали слова Абу Мусы о том, что он снял Али с должности халифа. Я тоже снимаю Али с престола также как и Абу Муса». Говоря это, он снял свой перстень с правой руки и, одев его на левую руку, добавил: «И сажаю на престол Муавию также как насадил перстень на палец другой руки». Сказав это, он спустился с кафедры.

После этого инцидента та самая группа невежд, которая вынудила Али принять «суд Корана», потребовала от него аннулировать вышеупомянутый договор и атаковать армию Муавии. Они твердили: «Мы ошиблись, согласившись на этот суд, и Али ошибся, согласившись с судейством и решением людей. Господь повелевает: «Решение принимает только Аллах».  Они трактовали этот аят как запрет на следование принятым людьми решениям, на что Али ответил: “Если судейство людей основано на Коране, то это и есть судейство Корана, а нарушение договора, на котором вы же и настаивали, запретно согласно Корану”.

Некоторые не согласились с Али и заявили: “Мы согрешили, приняв судейство и вынудив тебя согласиться с ним. Но теперь мы каемся, и ты должен признать свой грех и покаяться”. Затем они покинули ряды армии Али и, отправившись в Харуру, местность близ Куфы, стали готовиться к войне против Али. И чтобы обосновать необходимость выступления против имама и истинного законного халифа, они сказали: «Судейство людей греховно, а каждый, кто совершит грех и не покается, станет неверным (кафиром). И в силу обязательности для мусульман всех ступеней «повеления одобряемого» (амр бил-маруф) вплоть до вооруженной войны, выступление против Али и его войска, — которое, по их убеждению, согрешило, — есть обязанность (фарз)».

Главное убеждение Хариджитов заключалось в том, что совершающий большой грех (кабаир) является неверным (кафир). На первом этапе это убеждение было выражено в простой и примитивной форме ради оправдания выступления против имама мусульман. Но с течением времени Хариджиты, ссылаясь на коранические аяты и изречения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), придали ему религиозно-догматическую направленность. Именно благодаря этому Хариджиты стали известны как религиозное течение с особыми воззрениями и убеждениями. Помимо этого убеждения, у Хариджитов постепенно сформировались и другие, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Действие (амал) есть часть веры (иман) и неразделимо с ней;
  2. Между верой (иман) и неверием (куфр) нет промежуточной позиции. Поэтому каждый человек является либо верующим (мумин), либо неверным (кафир);
  3. Вера имеет различные степени, которые неразрывно связаны с действиями человека;
  4. Поскольку действие есть часть веры, постольку каждое противоречащее вере действие выводит человека за ее рамки. С точки зрения хариджитов, большой грех (кабаир) противоречит вере и приводит к неверию (куфру);
  5. Совершающий большой грех подобен неверному, и в грядущем мире он будет вечно прибывать в аду;
  6. Соблюдение принципа повеления одобряемого и запрещения порицаемого (амр бил маруф ва нахйи анил мункар) обязательно, если даже может привести к войне;
  7. Восстание и война против несправедливого правителя обязательны (фарз);
  8. Назначение небожьего суда и его принятие запретны.

Согласно этим своим убеждениям Хариджиты считали таких личностей, как Али, Усман, Муавия и всех халифов из династий Омеядов и Аббисдов неверными (кафирами) и вменили в обязанность отречение от них. Со временем радикальные убеждения Хариджитов побудили их к совершению не знающих себе аналогов кровавых преступлений, в отношении противоречащих им мусульман. Как видно, радикальные идеи и убеждения Хариджитов, под которые они подвели аяты Корана и хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), передавались ими из поколения в поколение как исламское учение. Они считали всех противоречащих им мусульман неверными (кафирами), а первопричиной возникновения таких идей была их невежественная позиция в вопросе судейства. Возможно, последующие поколения Хариджитов совсем не знали о том, что явилось причиной возникновения таких убеждений.

Сайидюнус Истаравшани

Продолжение следует



Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: