Чистосердечный разговор с салафитами (3) – Стремление к исправлению, по-сути, благое дело, но…

Возникновение Мурджиитов

Еще одним из течений, возникших в первом веке хиджры, было Мурджия. Мурджииты, в отличие от радикальных Хариджитов, занимали в религиозных вопросах либеральную позицию. Вначале следует разъяснить значение слова «мурджиа» и причину, по которой оно было дано этому течению.

Слово «мурджиа» в арабском языке является производным от слова «ирджа`», которое имеет два значения: «переносить» и «вселять надежду». Касательно причины названия течения Мурджиитов существует две версии. Согласно первой версии, их так прозвали потому, что они «переносили действие за веру», то есть считали, что действие по своему значению уступает вере и не является ее неотделимой частью. Согласно второй версии, такое название им было дано из-за их убеждения в том, что грех не влияет на веру, чем «вселяли надежду» в сердца мусульман.

Однако некоторые исследователи утверждают, что причина названия данного течения заключается в предпочтении Мурджиитами позиции переноса решения до Судного дня, относительно совершающего большой грех. Они были убеждены, что в этом мире, не следует судить совершившего какой либо большой грех и объявлять обитателем рая или ада. Некоторые считают, причиной такого названия Мурджиитов их убеждение о переносе до Судного дня решения о правоте или неправоте Али, Усмана, Талхи, Зубайра и, в целом, тех групп, которые стали враждовать между собой после смерти первых двух халифов. Ибн Асакир пишет: «Когда группы мусульман, которые были заняты войной против неверных на границах исламских земель, вернулись в Медину, они увидели, Усмана убитым и среди людей возникли разногласия. Одни выступали за Усмана, другие считали правым Али. Тогда они заявили: «Мы не примем каких-либо решений относительно Усмана или Али. Не станем отрекаться от этих двух великих мужей и не станем проклинать их. Но отсрочим суждения по этому вопросу до тех пор, пока сам Бог не вынесет свое решение.»

Ибн Са`д, автор книги «ал-Табакат ал-кубра», пишет о первых Мурджиитах: «Они были теми, кто отсрочивал суждения касательно Али и Усмана и ничего не говорил об их вере или неверии.»

Такая позиция была прямой противоположностью позиции Хариджитов, считавших Али и Усмана неверными. Сабит Кутна, поэт-мурджиит, написал в этой связи следующие строки:

نرجي الامور اذا كانت مشبهة 

ونصـدق القول فيمن جار او عندا

يجزى علي وعثمان بسـعيهما 

ولست ادري بــحق ايــة وردا

والله يـعلم مــاذا يحضران به 

وكـل عبد ســيلقى الله مـنفردا

«Мы переносим решение по сомнительным вопросам, 

Но правду говорим о тех, кто отклонился или гнет совершил 

Али и Усман получат воздаяние за свои деяния, 

А мы не знаем, кто из них был прав. 

Только Богу известно, к чему они будут приведены, 

Ведь каждый раб встретит Аллаха по-отдельности.» 

(ал-Агани, т.4, стр.97). 

Как видно уважаемому читателю, все версии говорят о названии Мурджиитов как о следствии радикальных убеждений Хариджитов. На самом деле всех, кто, болезненно отреагировав на поведение «Хариджитов», принял идею переноса решения о правоте враждующих сторон, называли «Мурджиитами».

Мурджия, как и Хариджия, в самом начале было политическим движением. Мурджиитами двигало желание урегулировать сложившуюся на то время сложную ситуацию и устранить достигшие своего пика разногласия между мусульманами. Однако постепенно в целях укрепления своей политической позиции они стали искать аргументы в религиозных текстах. Таким образом, возникла религиозно — догматическая позиция. Последователи этого течения стали утверждать, что степень важности деяния (амал) ниже степени важности веры (иман), что означало, деяние по своему значению уступает вере (иман) и не является ее неразрывной частью, и что большой грех не лишает человека веры и не ослабляет ее. Затем с течением времени это убеждение как идейный принцип передавалось из одного поколения Мурджиитов в другое без того, чтобы последующие поколения знали о первопричине следования такому убеждению. Сабит Кутна, чьи строки мы привели выше, коснулся в своем творчестве религиозно – догматической позиции:

ولا ارى ان ذنـبا بالـغ احدا مِن الناس شركا اذا ما وحدوا الصمدا 

«Мы не знаем греха, приводящего людей к многобожию, если они признали Аллаха единственным Богом.»

(ал-Агани, т.4, стр.97). 

Разумеется, и другие идеи, взявшие начало в этом убеждении, стали приводиться в книгах как догма Мурджиитов.

Вот некоторые из них;

  1. Вера состоит из сердечной убежденности и устного признания;
  2. Вера это знание и убежденность;
  3. Вера это устное выражение.

Мурджииты дошли до того, что стали утверждать о равенстве веры грешника и веры пророка. По их мнению, людей можно разделить на разные категории с точки зрения их деяний, но с точки зрения веры все они одинаковы.

Как заметил уважаемый читатель, и политические и религиозно-догматические убеждения Мурджиитов были поставлены против политических и религиозно-догматических убеждений Хариджитов. Одни считали грешника неверным и заслуживающим смерть, а другие считали веру грешника равной вере божьего пророка. На самом деле, убеждения этих двух течений есть радикальность и либеральность в вопросах веры и неверия. На протяжении истории убеждения Хариджитов стали причиной пролития крови многих невинных людей, а убеждения Мурджиитов – оправдания гнета тиранов, невнимательности мусульман в религиозных вопросах и нравственной деградации.

К счастью, оба эти течения распались. Идеи Хариджитов из-за их радикальности подверглись гонениям со стороны халифов и в эпоху становления аббасидского халифата были полностью устранены. Их черствая и бездушная логика, грубость и жестокость, оторванность от жизненных реалий и безрассудность погубила их. А идеи Мурджиитов, мотивировавшие распущенность, были вытеснены из общества усилиями ученых. В действительности, эти две школы не имели шанса на постоянное существование, однако обе оставили свой след. Несмотря на то, что этих течений давно уже не существует, их идеи и убеждения повлияли на другие исламские течения, и, к сожалению, в настоящее время есть много Хариджитов и Мурджиитов, известных под другими названиями.

Стремление к исправлению, по-сути, благое дело

Стремление к исправлению неприятной ситуации или распространившихся радикальных или либеральных идей, по-сути своей, не только не порицаемо, но с точки зрения ислама является религиозной обязанностью и долгом. Если считать указанную Ибн Асакиром причину возникновения Мурджиитов действительной, то изначальные намерения и действия Мурджиитов не были плохими. Они были праведными мусульманами и как пишет Ибн Асакир, вели священные войны на полях брани против неверных. В то время воины, отправлявшиеся на священную войну, оставались в завоеванных исламской армией странах на долгие годы или же вовсе не возвращались на свою родину. Эта группа отправилась на священную войну либо в эпоху правления первого халифа, либо второго, или, по крайней мере, начала правления третьего. На протяжении нескольких лет они не знали о том, что происходит в центре халифата. Средства связи тех времен, в отличие от сегодняшних, не позволяли быть в курсе всех событий. Когда эти воины, сделавшие многое на пути Аллаха, вернулись в Медину, они увидели, что ситуация изменилась, мусульмане разногласят и враждуют между собой. Одни доказывают правоту этого халифа, другие – того. Одни проклинают этого халифа, другие – того. Им стало известно, о появлении секты, считающей всех, кроме себя, грешниками и неверными и убежденной, что всех необходимо предать мечу. Они столкнулись вот с такой нестандартной ситуацией.

Чувство боли есть благодать

Каждый сочувствующий мусульманин, который сталкивается с такой ситуацией, с какой столкнулись Мурджииты, непременно задумывается о ее исправлении, что, в принципе, правильно, так как это его религиозная обязанность. На самом деле, сердобольность и чувство страдания, испытываемое из-за политической или социальной проблемы, возникшей из-за плохого понимания религии, это Божья благодать, которую Всевышний дарует не каждому человеку. Чувство страдания, испытываемое из-за болезни, постигшей организм общества, точно такое же Божье благо, как и чувство боли, испытываемое человеком из-за физической болезни. Если бы не было этого чувства, люди не узнали бы о своих болезнях и не стали бы лечиться, что привело бы к гибели всего человечества. Чувство боли и страдания вынуждает человека задуматься о лечении.

Некоторых людей вовсе не волнуют общественные проблемы. Их интересуют лишь физические удовольствия. У таких людей не болит душа из-за политических или социальных проблем общества, они обосновывают свою позицию пословицей «с волками жить – по-волчьи выть». Для них не имеет никакого значения, нравственный облик общества, к гармонии с которым они призывают других. По их убеждению, если даже это общество религиозное, то для завоевания в нем своего места и авторитета, надо, хотя бы иногда, ходить в мечеть и подобно молящимся, совершать известные телодвижения. Позиция таких людей известна как «принцип хамелеона».

Воспоминания о недавнем прошлом или новейшая история мусульман

Возможно, все люди моего поколения и те, кто старше, помнят, как за несколько лет до распада коммунистического строя сочувствующие люди нашего общества стали принимать посильные меры по решению ряда социальных, политических и религиозных проблем, возникших из-за ошибочной позиции. Каждый из них, пользуясь любой имеющейся у него возможностью, ставил в обществе вопрос об имеющихся проблемах и прилагал реальные усилия для их решения. Однако все мы были свидетелями того, с какой реакцией они столкнулись со стороны апологетов принципа «с волками жить – по-волчьи выть», и какие недопустимые обвинения были высказаны в их адрес. Ярким примером является основатель Партии Исламского Возрождения Таджикистана покойный Устад Сайид Абдулло Нури (да помилует его Всевышний), на которого были возведены самые невообразимые обвинения. В самом начале своего движения он и его последователи, которые пытались решить проблемы, имевшие место быть среди мусульман, столкнулись с первой реакцией убежденных в необходимости «гармонии с обществом», и были названы «ваххабитами».

Другим примером является Хаджи Акбар Тураджонзода (да защитит Господь его и всю его благочестивую семью). В то время он занимал пост председателя Духовного управления Таджикистана и был депутатом парламента. Он и несколько других депутатов, — почти на всех заседаниях поднимали актуальные проблемы (такие как национализация армии и валюты, присвоение таджикскому языку статуса официального языка и т.п.). К счастью, все их выступления публиковались средствами массовой информации. Они пытались вынести эти вопросы на обсуждение и рассмотрение парламента и, по мере возможности, принимать соответствующие меры в этих направлениях. Однако с какими удивительными реакциями они сталкивались! Большинство депутатов того съезда не только не были согласны с тем, чтобы подобные предложения были приняты, но не были даже готовы хотя бы рассмотреть и обсудить их! Почему? Потому что на их взгляд такие меры являлись противоречием общественному строю. На самом деле, безразличность к проблемам социального характера и равнодушие к тому, что происходит в обществе, это болезнь, и надо молить Всевышнего об избавлении от нее. Пословица «с волками жить – по-волчьи выть» бессмысленна и не понятно, откуда она пошла. Несомненно, тот, кто ее выдумал, был человеком черствым и безразличным.

Так в чем же была проблема Мурджиитов?

Как мы уже сказали, проблема Мурджиитов заключалась не в их сочувствии к мусульманам зараженным «радикальностью», и не в их стремлении исправлять сложившуюся ситуацию. Почему же мы утверждаем, что их идеи явились фактором распущенности и нравственной деградации в обществе и пренебрежительного отношения к вопросам религии? Проблема Мурджиитов была в их неправильной терапии. Они, правильно определив болезнь, ошиблись в выборе метода лечения, последствия которого были не лучше, если не сказать хуже, самой болезни.

Если неопытный врач пропишет больному лекарства, не предназначенные для лечения его болезни, то их прием и вовсе погубит его. По этому, отсутствие всякого лечения, возможно, увеличит шанс больного остаться в живых, а обращение к опытному врачу даст возможность вылечиться.
Недуг «радикальности», нельзя лечить «либеральностью». Видя, в обществе распространяющийся недуг «радикальности», запрещено в качестве лечения прописывать людям «либеральность». Когда видишь, как одно общество обвиняет другое в греховности и неверии, то, отрицанием наличия грешников и неверных и утверждениями, что все праведники, ситуацию не улучшить.

Каждый, кто намерен исправить общество, должен знать, о недостаточности одной лишь информированности об имеющейся проблеме. Программа реформ, которую он намерен осуществить, должна быть целесообразной и подходящей, особенно если проблемы являются религиозными. Можно исправить ошибки, допущенные в любых программах общества, кроме просчетов, в религиозной сфере.

Если политические, общественные или экономические реформаторы допустят ошибку в составлении своей реформаторской программы, они могут ее исправить. Но что касается религиозного реформаторства и возрождения религиозного мышления, то без достаточной компетентности в религиозных вопросах, ни кто недолжен, принимать каких-либо мер. Другими словами, без достижения уровня «иджтихада», никто не имеет права выражать своего мнения в религиозных вопросах. В противном случае, их бездействие, несомненно, полезнее их действий. Достижение уровня иджтихада и достаточная компетентность в вопросах религии, — вопрос сложный в силу чего требует подробного рассмотрения, что и будет сделано в следующей главе.

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует



Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: