Чистосердечный разговор с салафитами (5) — Течение Акрамия

Возможно, уважаемый читатель осведомлен о течение Акрамия, которое возникло в Узбекистане и стало даже пользоваться некоторой популярностью среди местного населения. Мне хорошо известны детали формирования Акрамия, и я хорошо знаю ее основателя. Вероятно вступающие в ряды этого течения молодые люди, ничего не ведают о том, как и кем, оно было основано.

Основателем Акрамии является Акрам Юлдашев, чьим именем и названо это течение. На рубеже восьмого и девятого десятилетий прошлого века, когда я изучал религиозные науки в Ташкенте под руководством почтенного устада Домулло Маруфджона (да сбережет его Аллах под сенью своей милости), Акрам Юлдашев начал свой призыв к данному течению. На первых этапах он посещал известных духовных лиц Узбекистана и, разъясняя им программу своего движения, хотел добиться их признания.

Я хорошо помню, как однажды он вошел в нашу комнату, которая была расположена рядом с домом почтенного Домулло, и пожелал встретиться с ним. Домулло принял его. Сначала он стал жаловаться на плачевное состояние общества и взялся обвинять духовных лиц в пристрастии к угощениям, на свадьбах, поминках и т.п. Затем он заявил: «Я долго размышлял над причинами страданий и отсталости мусульман всего мира (не только Узбекистана), и пришел к выводу, что их ошибка заключается лишь в одном».

Домулло спросил: «И в чем же?»

Он ответил: «Ошибка мусульман заключается в неверном преодолении тех этапов, которые первые мусульмане проходили под сенью Священного Корана и, в конце концов, достигли пика славы и величия».

Домулло спросил: «Что вы имеете в виду под «этапами»?

Он ответил: «Обратите внимание, сначала была эпоха невежества и все пребывали в заблуждении, и даже сам благородный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).  Доказательство тому, обращение Всевышнего к Посланнику: «Разве Он не нашел тебя заблудшим и не повел прямым путем?» (Удивительно на все сказанное, он приводил аргумент из Корана). Затем наступил этап призыва к единобожию. Все суры, которые ниспосылались Пророку на этом этапе, не касались ни одного из божественных предписаний, таких как молитва, пост и т.д., но говорили о единобожии. После того, как все мусульмане стали единобожниками, наступил этап ниспослания божественных предписаний, священных войн, завоевания стран и т.д. Теперь же, когда мы находимся на первом этапе, мы должны думать лишь о призыве к единобожию и направить все наши усилия в эту русло до тех пор, пока не воспитаем должным образом достаточного количества подлинных мусульман. Лишь тогда мы должны перейти ко второму этапу направив усилия на реализацию предписаний. В настоящее время мы не должны задумываться о том, кто совершает молитву, а кто нет, кто пьет спиртное, а кто нет, также как и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не задумывался об этом на первом этапе.

Домулло спросил с улыбкой: «То есть вы имеете в виду, что на данном этапе мы все должны отречься от молитвы и поста и пить пиво и водку в барах и ресторанах?» На что он ответил: «Я не шучу, я говорю вполне серьезно. Если вы не согласны, то приведите мне аргументы. Все, что я вам сейчас сказал, я подкрепил аргументами из Корана».

Когда Домулло убедился, что его собеседник не имеет правильного религиозного образования и теория, которую он выдвигает, результат недостаточной просвещенности, он сказал: «Если вы хотите вести со мной серьезную беседу, то ответьте мне на несколько вопросов. Какие у вас знания в области исламских наук?»

Он ответил: «Я изучил арабскую грамматику и морфологию до книги «Кафия», немного изучил науку толкования Корана, но затем житейские проблемы вынудили меня оставить учебу и заняться работой».

Домулло спросил: «Вы изучали такие науки, как фикх (исламское право), экзегетику, хадисоведение?»

Ответил: «Почему я должен тратить свою жизнь на изучение этих наук, в то время как вы, духовные лица, изучив их, не предпринимаете практических действий? Я принципиально против того, чтобы молодые люди ввиду имеющихся у мусульман проблем, занимали себя изучением этих бессмысленных наук».

Домулло сказал: «Мне больше не о чем с вами говорить. Мой вам единственный совет, если примите, — посвятите несколько лет изучению хотя бы азов упомянутых наук. В противном случае, ваше бездействие целесообразнее для интересов ислама, чем реализация таких незрелых идей».

Несколько лет я ничего слышал об этом человеке и его деятельности. И только недавно группа молодых сторонников Акрамии была задержана после волнений в Андижане, большинство которых в настоящее время сидят в тюрьмах Узбекистана.

Мне пока непонятно, каким образом этот человек стал “великим” и, преуспев, в определенной мере, в привлечении сторонников, стал бороться с правительством, полагая, что достиг этапа “ведения священной войны”. Но одно я могу сказать однозначно – если тот Акрам, которого я знал, предложит свою теорию молодым безрассудным, но влюбленным в Коран и сунну людям, с присущим ему энтузиазмом, приводя при этом “аргументы” из Корана и сунны, то он, несомненно, найдет не одного-двух, а тысячи сторонников.

Если человек вознамериться использовать Коран и сунну для достижения своей цели, то ему это удастся, приведенная история служит тому доказательством. Здесь и выясняется необходимость достижения иджтихада в религиозных науках ради подлинного религиозного реформаторства.

Что такое иджтихад?

В Священном Коране есть аят, который гласит:

وَمَا كَانَ الْمُؤْمِنُونَ لِيَنفِرُواْ كَآفَّةً فَلَوْلاَ نَفَرَ مِن كُلِّ فِرْقَةٍ مِّنْهُمْ طَآئِفَةٌ لِّيَتَفَقَّهُواْ فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُواْ قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُواْ إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться.

Согласно единогласному мнению исламских ученых, вышеприведенный аят разделяет мусульман на две группы. Первая группа это те, кто должен достигнуть “глубоких знаний” религии и после преодоления определенных этапов обратиться к людям с благовещением, увещеванием и призывом. Вторая группа, соответственно, это и есть те, кто должен действовать согласно благовещениям и увещеваниям первой группы.

Слово “тафаккух”, использованное в этом аяте, в арабском языке является производным от трех буквенного корня “ф-к-х” и означает “достигать глубоких знаний”. Следовательно, “тафаккух фи-ддин” значит “углубленное познание религии”. Некоторые, ссылаясь на корень “ф-к-х”, утверждают, что вышеприведенный аят указывает на необходимость углубленного познания “фикха”. Однако это неверно, так как термин “фикх”, под которым сегодня известна одноименная наука, был присвоен ей позже. В эпоху рассвета ислама термин «фикх» использовался для обозначения более широкого спектра наук, прямо или косвенно связанных с исламскими знаниями. Исходя из этого, некоторые выдающиеся ученые экзегетики говорят: “Слово “тафаккух” означает постижение основ и ветвей всех религиозных наук, а не только практических решений, что знатоками шариата называется терминологических фикхом (фикх истилахи). Доказательством тому продолжение аята, которое гласит “… и увещевать людей, когда они вернутся к ним». Разумеется, увещевание людей в области религии может осуществляться лишь после углубленного изучения религии». (Тафсир Ал-мизан, Табатабаи)

Вместо термина “тафаккух” также используют термин “иджтихад”, которым пользуются чаще. Оба термина означают достижение глубоких знаний в религиозных науках. Говоря научным языком – “Иджтихад это использование силы размышления для уразумения шариатских аргументов основанных на Коране и сунне”.

Исходя из этого и вышеприведенного аята, ученые заявляют, что мусульманин должен достичь иджтихада и стать специалистом в религиозных науках. Но если он не достигнет его (как обычно и бывает, потому что это весьма сложно), то он не имеет права выражать своего мнения относительно религиозных вопросов, и обязан следовать тому, кто является муджтахидом. Каждый верующий должен быть либо муджтахидом, либо последователем муджтахида.

Когда мусульманин на вопрос о том, какому мазхабу он следует, отвечает, ханафитскому это означает что в вопросах фикха (права) и практических предписаний ислама он следует школе Имама Абу Ханифы, а если добивит и матуридитскому, значит в вопросах основ веры и убеждений (акиды) придерживается школы Имама Абу Мансура. То есть ввиду отсутствия специализации в этих областях, он должен следовать в них компетентным лицам согласно повелению Всевышнего.

Конечно, следует уточнить, правильно ли чтобы верующий человек следовал кому-либо в вопросах вероубеждений? В принципе, вопрос дозволенности и недозволенности следования в этой области является отдельной темой, которая должна быть рассмотрена независимо.

Некоторые неразумные люди спрашивают, зачем им следовать определенному мазхабу и слушать мнения того или иного ученого, если у них на руках есть Коран и сунна, утверждая при этом, что являются такими же людьми, какими были и они.

Другие отвечают так же не разумно, что они обязаны следовать лишь тому мазхабу, которому следовали их предки и не имеют права следовать другому, и что достижение иджтихада уже невозможно.

Почему иджтихад невозможен? Ни Всевышний, ни Его пророк, ни даже основатели мазхабов, такие как Имам Абу Ханифа, Имам Шафи`и, Имам Малик, Имам Ханбал, и другие выдающиеся факихи (исламские правоведы) не говорили этого. Конечно, ученым, пришедшим после этих великих мужей, принадлежат указывающие на этот смысл изречения. Однако внимательное изучение их слов показывает, что под невозможностью иджтихада они имели в виду нечто другое.

Например, мнения Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа, являвшихся флагманами правовой школы Имам Абу Ханифы, во многих вопросах были ближе к мнениям Имама Шафи`и, чем своего наставника, то есть они сами были мужтахидами. О том, почему они следовали определенному мазхабу будучи мужтахидами у почтенного устада Домулло Маруфджона (да хранит его Аллах) есть интересное мнение, которое ниже будет упомянуто.

Правильным же ответом на вопрос — зачем следовать за теми кто является такими как и мы? -является следующее: Да, вы являетесь такими же людьми, как и мужтахиды, но между вами разница как между землей и небом. Они были муджтахидами, а вы таковыми не являетесь. Они имели право выражать свое мнение касательно религиозных вопросов, а вы не имеете. Ваша обязанность, согласно ясному изложению Корана, следовать ученым. Для того, чтобы выносить решения на основе Корана и сунны, они освоили множество учебных уровней, даже к начальному из которых вы не приступали. Для вынесения решений и выражения мнения в религиозных вопросах не достаточно освоения арабского языка, прочтения нескольких сборников хадисов, таких как Сахих ал-Бухари, Сахих Муслима, и ознакомления с такими книгами по толкованию Корана, как Тафсир Ибн Касира, Сафват ат-тафасир, ат-Табари и т.п. Когда вы соберетесь духом и начнете изучать эти науки и освоите все уровни иджтихада, тогда, пожалуйста, выражайте свое мнение, иджтихад возможен.

Что же касается уровней иджтихада, и необходимых для его достижения наук а так же других условий, помимо их освоения, то все это будет подробно рассмотрено в следующем разделе.

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует

Реклама


Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: