Чистосердечный разговор с салафитами (6) — Условия достижения иджтихада

Условия достижения иджтихада (1)

Согласно трудам ученых существует два вида условий достижения иджтихада:

а) Первый вид: условия, связанные с освоением тех наук, без знания которых постижение шариата и религиозных знаний невозможно.

б) Второй вид: условия, связанные с достижением компетентности быть признанным муджтахидом с точки зрения ислама, после освоения упомянутых наук.

а) Первый вид условий 

Мусульманские ученые сходятся в том, что для достижения иджтихада необходимо освоить ряд базовых наук, таких как арабский язык (грамматика, морфология, фразеология, риторика и тд.), логика, исламская схоластика, что изучает основы веры и убеждения, коранические науки (толкование, знание общих и частных, мекканских и мединских, глобальных и локальных, ясных и двусмысленных, отменяющих и отмененных аятов и т.п.), хадисология, фикх, методология фикха, который изучает метод вынесения решений на основе первичных источников.

В общем, тот, кто желает выражать свое мнение относительно религиозных вопросов, должен понимать и различать отменяющие и отмененные, ясные и двусмысленные аяты, отличать достоверный хадис от недостоверного, уметь разъяснять неясности в хадисах, знать те моменты, в которых ученые всех мазхабов единогласны или разногласны между собой. Муджтахид, как искусный мастер, должен знать, что необходимо выбрать из имеющихся у него материалов, особенно в сфере хадисологии, в которую внедрилось много искажений и недостоверностей.

Мусульмане следуют в религиозных вопросах мнению таких выдающихся муджтахидов, как Имам Абу Ханифа, Имам Шафи`и, или пришедшим после них муджтахидам из-за их учености и искусности в сфере религиозных наук.

Иногда дающий знание знает больше, чем получатель

Некоторые неразумные люди заявляют, что лучше обращаться к изречениям праведных предшественников из числа асхабов, табиинов и табаутабиинов, которые жили в эпоху Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или, по крайней мере, научились религии у тех, кто жил в его эпоху. Исходя из этого, что их слова, к счастью, записаны в книгах, а также ввиду наличия таких книг, как Сахих ал-Бухари, Сахих Муслима и др., нет никакой необходимости следовать словам Абу Ханифы, Шафи`и, Джа`фара Садика и им подобных.

Эти слова от необразованности, если не сказать от абсолютного невежества. В ответ на подобные заявления надо сказать, во-первых, все книги основателей религиозно – правовых школ, основаны на изречениях и деяниях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и полностью аргументированы. Во-вторых, не все, в том числе и некоторые сподвижники, могли постичь смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этом отношении Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أعطيت جوامع الكلم

Мне были даны ёмкие слова.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел способность вмещать широкий смысл в короткие и сжатые фразы. Его слова слышали многие, но могли ли все они постичь глубину их смысла должным образом? Разумеется, нет. Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), зная об этом, изрек:

نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مِنَّا حَدِيثًا فَحَفِظَهُ حَتَّى يُبَلِّغَهُ غَيْرَهُ فَإِنَّهُ رُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ لَيْسَ بِفَقِيهٍ وَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ

Да порадует Аллах того, кто услышал наше изречение и запомнил его, чтобы сообщить другому, ибо, возможно, передающий знание сам знающим не является и, возможно, он передает его тому, кто знает больше него.

В другом изречении его святость довел эту мысль более полным образом:

نضر الله عبدا سمع مقالتي فوعاها ثم أداها إلى من لم يسمعها فرب حامل فقه لا فقه له و رب حامل فقه إلى من هو أفقه.

Да порадует Аллах своего раба, услышавшего мое изречение, запомнившего и затем сообщившего его неслышавшему его, ибо, возможно, передающий знание сам знающим не является и, возможно, он передает его тому, кто знает больше него.

Здесь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывает на необходимость записывания и сохранения его слов с целью их передачи последующим поколениям, ибо они, возможно, лучше поймут их значение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в своем изречении использовал слово “фикх”, что означает “глубокое понимание”. Смысл его слов заключается в том, что многие, носители знаний, не постигают всей их глубины, то есть знает наизусть хадис, и передают его тому, кто более знающ, то есть тому, кто постигнет весь смысл хадиса и поймет то, чего не могли понять сами передатчики.

Сегодня мы видим как, в каждом столетии открываются новые смысловые грани изречений Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В первом и втором веках невозможно было познать смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) так как это стало возможно в третьем. В третьем столетие невозможно было познать их как в четвертом, а в четвертом как в пятом и т.д.

Знание мотивов принятия решений

Еще одним из условий первого вида, помимо упомянутого, является знание мотивов принятия решения. Искусным муджтахидом является знающий мотивы дозволения и запрета Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) тех или иных действий, в отличие от мукаллида, в чьи обязанности входит лишь следование фетвам муджтахида.

Есть такие предписания, познание мотива дозволенности или запретности которых невозможно ни для муджтахида, ни для мукаллида. Например, почему в утренней молитве два обязательных рак`ата, а в полуденной – четыре? Почему во время молитвы необходимо стоять лицом в сторону Каабы? Почему мы должны совершать омовение именно так, как мы совершаем? В чем заключается причина? Подобные моменты муджтахид обязан передавать мукаллиду в таком виде, в каком сам перенял от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) непосредственно или опосредованно. В таких случаях действие и муджтахида, и мукаллида — беспрекословное исполнение повелений Аллаха.

Однако есть и такие предписания, для познания причины дозволенности или запретности которых муджтахид обязан проявить все свои усилия. Потому что в некоторых случаях Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешал или запрещал действие, не имея в виду при этом саму его суть, но имея в виду то, частью чего являлось это действие.

Например, ислам категорически осуждает и запрещает мусульманам высокомерие в отношении своих единоверцев. Разумеется, все, что является составной частью этого свойства, также порицаемо. Согласно одному из преданий, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго запретил три вещи. Предание гласит:

ثَلاَثَةٌ لاَ يُكَلِّمُهُمُ اللَّهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلاَ يَنْظُرُ إِلَيْهِمْ وَلاَ يُزَكِّيهِمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ … الْمُسْبِلُ وَالْمَنَّانُ وَالْمُنَفِّقُ سِلْعَتَهُ بِالْحَلِفِ الْكَاذِبِ

В Судный день Всевышний не будет говорить с тремя категориями людей, не посмотрит на них и им будет воздано мучительное наказание: мусбил, попрекающий сделанным добром и сбывающий товар лживыми клятвами.

На счет попрекающего и продавца-лжеца ни у кого не возникает вопросов, но почему носящему брюки длиной ниже щиколоток, обещано адское пламя?

Не бороздившему бескрайние просторы пророческих знаний, не погружавшемуся в их глубины и не добывавшему в них жемчужин, при виде данного изречения Пророка, остается одно, закатывать штанины выше щиколоток и напоминать об адском мучении тому, кто этого не сделает, ибо так повелел сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Но разве опытный муджтахид, добывающий жемчужины в глубинах пророческих знаний, поймет из этого изречения тоже самое?

Итак, обратим внимание на мнение авторитетного муджтахида относительно этого вопроса. Имам ан-Навави (комментатор Сахих Муслима) толкует упомянутое хадис следующим образом:

Под “носящим брюки длиной ниже щиколоток” в этом хадисе подразумевается делающий это из-за высокомерия, потому что в другом хадисе, разъясняющем этот, говорится: “Господь не посмотрит на того, кто спускает подолы своих одежд из-за высокомерия”. Последний хадис, являющийся частным, разъяснеет общий смысл слова “носящий брюки длиной ниже щиколоток”. Нашим доказательством в пользу того, что под словом “мусбил”(носящий брюки длиной ниже щиколоток) имеется в виду делающий это из-за высокомерия, являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в которых он разрешил это Абу Бакру Сиддику (да будет доволен им Аллах) сказав ему: ты не из тех кто носит брюки длиной ниже щиколоток из-за высокомерия…

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует



Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: