Чистосердечный разговор с салафитами (8) — Ибн Таймийа и Ибн Абд ал-Ваххаб

Истинные реформаторы и псевдореформаторы

На протяжении четырнадцати веков с момента своего рождения, исламская община видела много взлетов и падений и преодолела самые разные ситуации. Иногда она сталкивалась с радикалльностью, как в случае с Хариджитами, а иногда – с либеральностью, как в случае с Мурджиитами. Ислам является последней небесной религией и до последнего дня должна оставаться здравой. Мусульмане названы «серединной общиной» и до дня воскрешения должны сохранить это качество. По этому Всевышний не оставит эту религию и не лишит эту общину ученых, которые, вынесут ее на берег спасения, в случае если она будет тонуть в море радикальности или либеральности.

إن الله يبعث لهذه الأمة على رأس كل مائة سنة من يجدد لها دينها

Каждое столетие Господь отправляет для этой общины того, кто обновит ее веру.

Что касается реформаторства в исламской истории, то можно перечислить множество имен выдающихся людей, которые достойно служили делу возрождения и обновления религии и проявили искренние усердия на этом пути. Однако некоторые из них сияли ярче других, как например Имам ал-Газали, автор книги «Воскрешение религиозных наук», Сайид Джамал Афгани, Шейх Мухаммад Абдух, Имам Хасан ал-Банна, Икбал Лахури и Имам Хомейни. Последние пять ученых относятся к началу и середине двадцатого столетия.

Превосходство названных людей заключалось в их верном диагнозе болезни, постигнувшей организм общества, и правильнм лечении. Они не захотели лечить радикальность либеральностью, также как и не предложили лечить либеральность радикальностью. Потому что они были мыслителями, компетентными в области религиозных наук и, самое важное, исключительными моралистами. На пути реформ и ренессанса ни внутренние, ни внешние факторы не смогли оказать на них ни малейшего влияния.

Салафиты с свою очередь называют обновителями, реформаторами и воскресителями новой эпохи двух человек – Ибн Таймийу Харрани и Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба. Они утверждают, что эти двое приступили к исправлению ситуации, прочувствовав боль исламской общины.

Наилучшим путем определения того, действительно ли планы этих двух личностей были реформаторскими или, наоборот, они вели общество к радикализму или либерализму, как программы Хариджиитов и Мурджиитов, является детальное научное изучение этих идей методом их сопоставления с критериями реформаторства, которые были упомянуты в этом разделе.

Глава третья

Ибн Таймийа и Ибн Абд ал-Ваххаб

Краткая биография Ибн Таймийи 

Ахмад ибн Абд ал-Халим ибн Абд ас-Салам ибн Абдулла ибн Хизр ибн Таймийа родился в 661 году хиджры в Харране и покинул этот мир в 728 году хиджры в темнице Дамасской крепости. О нем пишут, что отличался сметливостью и вспыльчивостью характера. Три раза был заключен в темницу из-за своих убеждений и некоторых фетв. Оставил после себя многочисленные труды о различных исламских науках, в том числе по исламской догматике и праву.

Воспитал большое количество учеников, из которых самым известным является Ибн Кайим. Ибн Таймийа, которого салафиты называют реформатором и воскресителем своей эпохи, жил во времена, когда, по его собственным словам, большинство мусульман, в том числе ученые, отдалились от истинного ислама, на основе которого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воспитал праведных предшественников. Поэтому он считал единственным путем исправления ситуации возвращение исламской общины к образу жизни первых мусульман (праведных предшественников).

Однако призыв Ибн Таймийи не встретил всеобщего приветствия со стороны современных ему ученых, которые встали в оппозицию к нему, исключая некоторых его учеников, таких как Ибн Кайим. Изучение и анализ книг, написанных в опровержение убеждений Ибн Таймийи современными ему учеными, показывают, что они считали его заявления об отклонении мусульман от образа жизни праведных предшественников не более чем голословными утверждениями, а приводимые им в свою пользу аргументы – неправильным пониманием таких понятий, как единобожие, многобожие, богослужение, ересь и т.д.

Известный суннитский ученый-хадисовед аз-Захаби, бывший современником Ибн Таймийи, написал ему письмо, в котором укорял его и просил подчиниться достоверным хадисам. аз-Захаби пишет: «Разве теперь, когда минул седьмой десяток твоей жизни и близко твое переселение из этого мира, не настало время покаяться и возвратиться?»

Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб

Реформаторский тезис Ибн Таймийи умер вместе с ним и его учеником Ибн Кайимом. Однако спустя почти пять веков в Наджде, одном из регионов Аравийского полуострова, появился человек по имени Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб и возродил идеи Ибн Таймийи.

Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб родился в 1115 году хиджры в надждийском городе Уйайна. Он изучил фикх у своего отца, который был ученым ханбалитского толка и городским судей. С юношеских лет Ибн Абд ал-Ваххаб считал непозволительными многие поступки жителей Наджда. Однажды после паломничества в Мекку, он направился в Медину и выступил там против тавассула людей к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) у его могилы. Через некоторое время он отправился в Басру и приступил к противостоянию религиозным обрядам местного населения. Жители Басры прогнали его. В 1149 году хиджры он переселился вместе со своим отцом Абд ал-Ваххабом в город Харимла. Там между ним и его отцом стали возникать разногласия.

Ибн Абд ал-Ваххаб также, как и его духовный наставник Ибн Таймийа, заявив, что исламская община его эпохи отдалилась от истинного единобожия и ее убеждения и деяния смешались с многобожием, назвал разъяснение истинного единобожия (конечно, с его точки зрения) на теоретической плоскости и очищение общества от многобожия (с его точки зрения) на практической важнейшими задачами своего реформаторского тезиса. После смерти своего отца в 1153 году хиджры, он стал более активно вести свою пропаганду, и часть населения Харимлы стала следовать ему. Затем он отправился в Уйайну, однако в 1160 году его изгнали оттуда.

Участь реформаторского тезиса Ибн Таймийи, который умер вместе с ним, не постигла Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба.

Анализ истории возникновения и распада различных сект и течений показывает, что наиболее успешные из них имели политических покровителей. Идеи Ибн Таймийи не нашли широко распространения ввиду того, что у него не было такого покровителя. Однако эта история не повторилась с Мухаммадом ибн Абд ал-Ваххабом. Потому что после изгнания из Уйайны он отправился в Дарийу (один из известных городов Наджда) и нашел там покровителя в лице его эмира Мухаммада ибн Сауда (предок нынешних правителей Королевства Саудовской Аравии). Разумеется, Эмир ибн Сауд согласился покровительствовать Мухаммаду ибн Абд ал-Ваххаб при условии, что последний будет поддерживать политику Эмира.

Ибн Абд ал-Ваххаб совершал набеги на другие города Наджда в рядах армии Ибн Сауда, предавая мечу и грабя всех, кто противоречил его убеждениям, так как считал их своими военными и идеологическими противниками, а их имущество – дозволенным трофеем. Ибн Йусуф Сурати, комментатор книги «Единобожие Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба«, пишет в предисловии к ней:

«Некоторые выступили его противниками и врагами и, назвав Имама (т.е. Ибн Абд ал-Ваххаба) глупым, невеждой и колдуном, возвели на него мнимые и необоснованные обвинения. Когда же противоречия достигли высшей точки и круг вражды замкнлуся Имам, разъяснив истину, приступил к священной войне против еретиков и неверных согласно священному аяту «Воюйте с теми, кто не верует в Аллаха» и тех мусульман, которые не считали дозволенное дозволенным, а запретное запретным

Ибн Абд ал-Ваххаб умер в 1206 году хиджры и его дело продолжили его последователи. Например, в 1216 году хиджры Эмир Сауд завоевал Кербелу и убил при этом почти пять тысяч человек. После разделения Османской империи семейство Саудов завладело Аравией и назначило учение Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба (именуемое его противниками «ваххабизмом») официальным мазхабом своей страны. Таким образом, возможности такой особенной страны, как Саудовская Аравия, оказались в руках этого течения. После этого были открыты многочисленные школы, где было воспитано значительное количество миссионеров, занимающихся пропагандой учений этого течения, как в самой Саудовской Аравии, так и во всех исламских странах.

Вместе с тем, это течение с самого начала своего становления было отвергнуто учеными исламского мира. Первой книгой, написанной в опровержение убеждений Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба, была «ас-Саваик ал-илахийа фи ар-рад ала ал-ваххабийа«, автором которой был не кто иной, как Сулайман ибн Абд ал-Ваххаб, брат самого Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба.

Призыв возвратиться к подлинной идентичности

В предыдущих главах мы отметили, что для исправления общества реформатору недостаточно одного знания диагноза болезни. Лекарство, которым он намерен лечить эту болезнь, должно быть пригодным, особенно если она касается религиозной сферы. Допустим, что Ибн Таймийа и Ибн Абд ал-Ваххаб нашли в организме исламской общины своей эпохи ряд болезней и, как сами они заявляли, их общество постиг недуг радикальности и либеральности в вопросе подхода Божьей религии.

Предположим, что поставленный ими диагноз был правильным и своевременным. Однако этого недостаточно. Нам необходимо знать, каким они видели решение? Какой реформаторский тезис они предложили для исправления исламской общины?

Они сказали: Решение заключается в том, чтобы исламская община возвратилась к своей основе, к первозданному исламу, к образу жизни праведных предшественников. Проблема исламской общины заключается в том, что она отдалилась от этой основы и ее убеждения и деяния смешались с чуждыми ей элементами.

Это определение также верно и уместно. Но разве религиозный реформатор, будь то истинный реформатор, как Сайид Джамал и Икбал, или мнимый реформатор, подобный Мурджиитам, призывает к чему-либо другому, кроме как возвращению исламской общины к своим истокам, к первозданному исламу? Они говорили, что мы должны возвратиться к образу жизни «двух старцев» (то есть Абу Бакра Сиддика и Умара Фарука, да будет доволен ими Аллах), при которых мусульмане жили в братстве и согласии, не обвиняя друг друга в неверии и ереси, и что мы должны прекратить обвинять друг друга в неверии и нечестивости.

Призыв к тому, что мусульмане должны возвратиться к своей основе и устранить ересь, не был инициативой лишь Ибн Таймийи и Ибн Абд ал-Ваххаба. Таков лозунг каждого, кто называет себя религиозным реформатором, независимо от его религии.

Следовательно, таких пустых лозунгов тоже недостаточно и не стоит верить им. Мы должны обратить внимание на то, что реформатор считает за основу? Каким образом он ее определяет? Не ошибается ли он в своем определении? Не был ли он при определении первозданного ислама и жития праведных предшественников подвержен каким-либо идеям и убеждениям?

Многие призывали и призывают возвратиться к подлинной идентичности, однако сами они ошибались и ошибаются при ее определении. Рассказывают, что Мартин Лютер, считающийся одним из флагманов религиозного реформаторства в христианском мире в эпоху ренессанса, призывал возвратиться к подлинной основе религии Иисуса Христа, считая это единственно верным путем борьбы с радикализмом Церкви. Однако он ошибся в определении подлинной христианской идентичности и заменил радикализм Церкви неким либерализмом. До реформ Мартина Лютера христиане делились на два больших течения – католиков и православных. Однако после этих реформ христиане не объединились, а, напротив, среди них возникло новое течение – протестанты.

Теперь нам следует рассмотреть реформаторский тезис Ибн Таймийи и Ибн Абд ал-Ваххаба с этого ракурса.

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует



Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: