Чистосердечный разговор с салафитами (10) — Таухид и ширк

Глава четвертая

Анализ идеологии ваххабитов

Таухид и ширк в словарном и терминологическом значениях

Прежде чем приступить к анализу и критике точки зрения ваххабитов относительно понятий “Таухид” и “ширк”, считаем целесообразным рассмотреть их значения с позиции словарной и терминологической. Во-первых, следует доподлинно узнать, в каком значении эти два слова используются в общеязыковой практике, во-вторых, в котором из значений они задействованы в Коране.

Слово «Таухид» является отглагольным существительным образованным непосредственно от глагола «ваххада», что означает «признавать/считать одним». Слово «ширк» является отглагольным существительным образованным непосредственно от глагола «ашрака», что означает «придавать сотоварищей/соравных». В теологической же терминологии «Таухид» означает «признавать Бога одним». «Ширк» в свою очередь дает прямо противоположное Таухиду значение: «придавать Богу сотоварища, соравного». Следовательно, ширк это антипод Таухида.

Таким образом, признающего Бога одним называют «муваххидом», а придающего Ему сообщников «мушриком».

Таухид и ширк имеют несколько видов. Каждому виду Таухида противопоставляется соответствующий вид ширка. Согласно Исламу истинным «муваххидом» считается тот, кто соблюдает принцип единобожия во всех стадиях и видах Таухида.

Итак, виды Таухида:

  1. Таухид сущностный 

Данный вид констатирует абсолютную бесподобность сущности Всевышнего Бога. В Коране встречается множество аятов, указывающих на сущностный Таухид. Например, Всевышний говорит:

قل هو الله أحد 

«Скажи: Он Бог один». Также

هو الله الذی لا إله إلا هو 

«Он Бог, кроме Которого нет иного»

Сущностному Таухиду противопоставляется сущностный ширк. В том смысле, что человек убежденный в том, что сущность Бога состоит из двух или трех личностей, считается мушриком с позиции сущностного Таухида. Мусульмане абсолютно единогласны в отношении этого вида единобожия. Не найдется ни одного мусульманина признающего Бога двумя, тремя или более, ипостасями. В этом плане все мусульмане являются муваххидами.

  1. Таухид имен и атрибутов Аллаха (атрибутивный) 

Несмотря на единогласное признание всех мусульман того принципа, что Всевышний обладает такими атрибутами как знание, могущество, жизнь, творение, наделение уделом, управление, а также всеми атрибутами, упомянутыми в Коране и сунне, и не один из мусульман не отрицает этого, все же существуют расхождения во мнениях относительно определения принципа атрибутивного таухида. В этой связи наиболее простое определение принадлежит людям хадиса, которое предпочли себе и салафиты.

Это определение гласит: «Суть таухида имен и атрибутов заключается в том, чтобы поверить и уверовать во все имена и атрибуты Аллаха, упомянутые в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).»

Такое определение не опровергается, однако оно не выражает в полной мере ту истину атрибутивного таухида, на которую указывается в речах великих мужей, таких как Али (да будет доволен им Аллах). Ибо, по мнению Али, атрибутивный Таухид означает следующее: Всевышний обладает такими атрибутами как знание, жизнь, могущество и т.д., однако образ Его описания этими атрибутами отличается от человеческого, где сущность не есть то же, что и атрибуты. Сущность Бога слитна с Его атрибутами и все атрибуты слитны между собой. Между сущностью и атрибутами Бога не существует двойственности (дуальности). Если кто-нибудь будет иметь убеждение, что сущность Бога подобно человеческому разделено от Его атрибутов, то практически такой человек верует в принцип двойственности (дуальности) по отношению к Богу, что по определению считается ширком. Али (да почтит Аллах лик его) говорит:

وكمال توحيده الاخلاص له، وكمال الاخلاص له نفي الصفات عنه، لشهادة كل صفة أنها غير الموصوف وشهادة كل موصوف أنه غير الصفة

Совершенством Таухида является преданность Богу, совершенством же преданности Богу является отрицание Его атрибутов (т.е. совершенством преданности Богу отрицание приписываемых Ему добавочных атрибутов), так как каждый атрибут свидетельствует о том, что он нечто иное, чем описываемый данным атрибутом, точно также как каждый описываемый свидетельствует о том, что он есть нечто иное, чем атрибут…

  1. Таухид в творении 

Суть Таухида в творении заключается в том, чтобы творцом и создателем всего сущего признавать только Бога.

Бесспорно, в бытийном мире происходят взаимовлияющие процессы, но все эти процессы берут начало от Бога. Без Его воли ничто не может произойти. Жжет ли огонь, дает ли плод дерево, двигается ли человек – на все Его воля. Всевышний говорит: “Таков Аллах, ваш Господь. Нет божества, кроме Него, Творца всякой вещи…».

Бог есть Творец всего сущего, даже наших элементарных движений. Движения мы совершаем по своей воле, но так как наше бытие от Бога, все, что исходит от нас, принадлежит Богу. Он дает начало и жизнь всему.

Этому виду Таухида противопоставляется ширк в творении. Суть его заключается в признании того, что наряду с Богом существует другой творец действующий, независимо от Бога.

Мусульмане единогласно принимают этот вид Таухида. Невозможно представить мусульманина признающего помимо Бога другого творца. Даже некоторые язычники времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) верили в принцип единобожия в творении. Всевышний говорит: «Если ты спросишь их (язычников): «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает».

  1. Таухид в управлении и господстве (или Таухид в господстве) 

Для единобожника недостаточно лишь вера в единобожие в творении, он должен быть также твердо убежден, что Бог в своем управлении и господстве один. Таухид в управлении и господсдстве означает признание Бога абсолютным управителем и господом процессов и явления бытия.

Таухиду в господстве противопоставляется ширк в господстве. Это когда в управлении бытийных процессов и явлений наряду с Богом признается другой управитель, действующий независимо от дозволения и воли Бога. Человек с подобным убеждением считается мушриком с позиции этого вида ширка, который называется — ширк фи рубубия.

Большинство мушриков, стали считаться таковыми не потому, что не веровали в принцип Таухида в творении. Признавая этот принцип (на что указывал и вышеприведенный аят), они твердили, что, сотворив бытие, Бог затем, однако, отстранился, возложив управление им на ангелов и праведных душ, которые и есть по существу независимо управляющие миром. И сегодня язычники, встречающиеся в разных уголках мира, не утверждают о существовании другого Творца помимо Бога и не признают своих идолов творцами. Они верят, что Бог возложил на идолов управление бытием, и поэтому поклоняются им. В Коране есть множество аятов о Таухиде в господстве (тоухид фи рубубия), Например:

يَا صَاحِبَيِ السِّجْنِ أَأَرْبَابٌ مُّتَفَرِّقُونَ خَيْرٌ أَمِ اللّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

«О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?»

Выше разбирая вопрос Таухида в творении, мы указали, что вполне возможно, чтобы некоторые процессы в мире воздействовали друг на друга, чтобы, некоторые явления происходили при посредстве некоторых других. Однако здесь следует уяснить одну очень важную вещь, а именно – все эти процессы в конечном итоги подчинены воле и санкции Бога и осуществляются благодаря Ему. Другими словами, это Бог пожелал, чтобы некоторые явления воздействовали на некоторые другие. Именно поэтому Благородный Коран, присуждая авторство некоторых деяний Богу, в тоже время относит их авторство и Его творениям. Например, в одном аяте акт умерщвления душ Бог относит к Себе. «…. Аллах упокаивает души в момент их смерти, а ту, которая пока не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих

Однако в другом аяте ту же самую функцию относит к ангелам смерти:

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُم حَفَظَةً حَتَّىَ إِذَا جَاء أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لاَ يُفَرِّطُونَ

«Он Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений

Каждый раз, когда в Коране какое-либо действие относится и к Богу и к рабам, вступает в силу общее правило: — когда в аяте действие относится к Богу, процесс осуществляется Им, когда же он относится к рабам – процесс осуществляется по Его воле и санкции посредство творений.

  1. Таухид в поклонении (единобожие в поклонении) 

Суть Таухида в поклонении заключается в том, чтобы поклонение совершилось только лишь Богу. Этот вид единобожия является главнейшим принципом небесных учений. В посланнической миссии пророков ему уделялось особое внимание вплоть до того, что он признан мотивом явлений пророков людям.

وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»

قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلَمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَاباً مِّن دُونِ اللّهِ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ

«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».

Таухиду в поклонении (единобожию поклонении) противопоставляется ширк в поклонении (многобожие в поклонении). Всякий поклоняющийся кому-либо или чему-либо кроме Бога, либо наряду с Ним, считается мушриком. Этому виду ширка, более чем другим, в Коране уделяется внимание. Большинство аятов, призывающих к борьбе с мушриками, связаны именно с этим видом многобожия.

Поэтому все мусульмане единогласно принимают этот принцип. Нет такого мусульманина, который бы допускал мысль о том, что кто-либо и что-либо может быть объектом поклонения кроме Аллаха (или наряду с ним).

Итак, это был краткий обзор понятий Таухид и ширк, их видов и категорий. Теологи различают и другие виды Таухида, такие как: Таухид в законодательстве, Таухид в испрошении помощи, Таухид в управлении, Таухид в повиновении и покорности и т.д. Однако здесь мы ограничены в возможности детального рассмотрения каждого из видов единобожия, желающие же, могут обращаться к книгам по каламу и теологии.

Ограничивается ли единобожие, предполагаемое исламом, исключительно лишь Таухидом в поклонении?

Как мы убедились из первого раздела, Ибн Абд ал-Ваххаб ограничивает ширк арабов-многобожников до всего лишь отсутствия убеждения в культовом единобожии (или Таухида в поклонении). Он утверждает, что арабы-многобожники были подвержены только лишь культовому многобожию. Таким образом, по его мнению, слово «илах» в тексте формулы «Ла илаха иллал-Лах» означает лишь «объект поклонения».

Однако его претензии безосновательны, ибо арабы-мноогобожники были подвержены не только культовому многобожию. Иначе говоря: слово «илах» не всегда и не везде означает «объект поклонения», но иной раз означает «Творец».

Благородный Коран гласит:

أَمِ اتَّخَذُوا آلِهَةً مِّنَ الْأَرْضِ هُمْ يُنشِرُونَ

«Или же они стали поклоняться божествам из земли, которые способны воскрешать?»

لَوْ كَانَ فِيهِمَا آلِهَةٌ إِلَّا اللَّهُ لَفَسَدَتَا فَسُبْحَانَ اللَّهِ رَبِّ الْعَرْشِ عَمَّا يَصِفُونَ 

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные божества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы. Аллах, Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!»

Ясно, что в этих двух аятах слово «Алиха» (что является множественным числом слово «илах») означает «Творец» и речь здесь идет о единобожии в творении, но никак не о единобожии в поклонении.

В другом аяте этот смысл проявляется отчетливее:

مَا اتَّخَذَ اللَّهُ مِن وَلَدٍ وَمَا كَانَ مَعَهُ مِنْ إِلَهٍ إِذاً لَّذَهَبَ كُلُّ إِلَهٍ بِمَا خَلَقَ وَلَعَلَا بَعْضُهُمْ عَلَى بَعْضٍ سُبْحَانَ اللَّهِ عَمَّا يَصِفُونَ

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого бога. В противном случае каждый бог унес бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему

عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ

«Ведающий сокровенное и явное! Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи

В этих аятах отрицается существование иного творца (с применением слова «илах») помимо одного истинного Бога. Ведь если наряду с Ним существовал другое божество, то система бытия нарушился бы. Последний аят не оставляет сомнений в том, что арабы верили в несколько творцов, так как он гласит: Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что ограничения Ислама культовым единобожием и игнорирование других его ветвей, есть величайшая ошибка и противоречие аятам Корана.

Также из других аятов понимается, что группа мушриков верила в господство идолов, то есть, в то, что идолы влияют на их судьбу. Например, мушрики времен пророка Худа (мир ему) говорили:

إِن نَّقُولُ إِلاَّ اعْتَرَاكَ بَعْضُ آلِهَتِنَا بِسُوَءٍ قَالَ إِنِّي أُشْهِدُ اللّهِ وَاشْهَدُواْ أَنِّي بَرِيءٌ مِّمَّا تُشْرِكُونَ

«Мы лишь можем сказать, что один из наших богов причинил тебе зло». Он сказал: «Воистину, я призываю Аллаха в свидетели и прошу вас засвидетельствовать, что я непричастен к тем, кому вы поклоняетесь»

Они полагали, что иногда идолы гневаются и наносят вред, а иногда бывают довольны и дают благодать. Они признавали за ними некое господство, и это было мировоззрением далеко не меньшинства.

Итак, как результат мы можем сказать, что слово “илах” не обязательно означает “объект поклонения”, но иногда может означать “творец”, иной раз “господь”. Мушрики впадали в многобожие не только в вопросе единобожия в поклонении, но и в творении и господстве.

Мы, никоим образом не отрицаем использование в Коране слова “илах” в значении “объект поклонения”. Более того, мы убеждены, что его использование именно в этом значении более остальных встречается в Коране. Мы лишь хотим сказать, что использование этого слова не ограничивается лишь значением “объект поклонения”, как это утверждает Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб.

Точка расхождения мнений

Сразу отметим, что причина разногласия с салафитами не кроется в отрицании первыми принципа Таухида (единобожия) в поклонении. Другими словами, противники салафитов никоим образом не утверждают, что нечто или некто помимо Аллаха может служить объектом поклонения. Всякий имеющий подобные убеждения, безусловно, отлучатся от ислама и единобожия. Единобожие в поклонении не может быть присвоено (себе) определенной группой (например, салафитами). Монотеисты, особенно мусульмане, единогласны в этом вопросе. Всякий поклоняющийся чему-либо кроме Бога, или наряду с Ним, становится многобожником, и здесь не может быть никаких сомнений.

Противники салафитов также не отрицают тот факт, что некоторые моногобожники времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были признаны таковыми из-за поклонения идолам и статуям древних праведников. Здесь также нет никаких сомнений.

У противников только один вопрос, а именно: на каком основании Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб и его последователи объявили язычеством некоторые деяния мусульман, такие как: мольба, взывание к Пророку и авлийа, тавассул через них, испрошения у них ходатайства пред Богом и т.д.

По какому праву, их приобщили к многобожникам, и разрешили пролитие их крови, как неверных? Выражаясь яснее: салафиты говорят, о существовании ряда действий, входящих в категорию «поклонение». Таковыми отчасти являются: взывание (восклицание), испрошение заступничества, истигаса (испрошение помощи), обет и т.д. Они считают поклонение должно совершаться только и только Аллаху, так как все вышеперечисленное не может быть обращено к кому-либо кроме Всевышнего.

Противники резонно задают вопрос: с чего вы (салафиты) взяли, что эти действия есть поклонение не Богу а кому-либо наряду с Ним? Каким образом восклицание имени пророка (подобно тому, чтобы сказать: О, Мухаммад!), или испрошение у него заступничества и помощи может считаться поклонением не Богу. Каким образом подобные деяния дают вам право ставить на нас клеймо многобожия и считать дозволенным присвоение нашего имущества и пролитие нашей крови?

Теперь давайте посмотрим, считаются ли в действительности подобные действия язычеством и являются ли их свершающие многобожниками. Что говорится об этом в Коране, сунне каково мнение ученых (улама) по этому вопросу. В первую очередь необходимо разъяснить понятия «ибадат» (поклонение) и «дуа» (мольба) в исламе.

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует

Реклама


Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: