Чистосердечный разговор с салафитами (18) — Возведение мавзолеев над могилами авлия и праведников

Возведение мавзолеев над могилами авлия и праведников

Салафиты говорят:

Что же касается возведения мавзолеев над могилами, то это запрещено согласно иджма`у улемов, так как хадисы, касающиеся данного вопроса достоверны. Большинство улемов давали фетву об обязательном разрушении подобных построек, опираясь на хадис Али (да будет доволен им Аллах), где он говорит Абу ал-Хая: “Не обязать ли мне тебя (совершить то), что сам пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) обязал меня совершать? (пророк повелел мне) Уничтожать всякие статуи и сравнить всякую возвышающуюся могилу”. (ал-Мактаба аш-шамила, Да`ави ал-мунавийн ли да`ват ал-шайх Мухаммад ибн Абд ал-Ваххаб, ч. 1, стр. 370)

Чтобы дать ответ на этот аргумент, предвариельно рассмотрим три вопроса:

Точка зрения Корана по этому поводу.

Имела ли исламская умма по этому поводу единое видение в прошлом и имеет ли таковое и сегодня как это утверждают салафиты.

Разбор хадисов, к которым апеллируют салафиты.

Точка зрения Корана

Коран дает повод заключить, что проявление уважения к могилам праведников и набожных людей среди верующих доисламского периода было в порядке вещей. Например, когда верующие узнали о положении обитателей пещеры (асхаби Кахф), они, собравшись у пещеры выразили две мысли:

Одни сказали:

ابْنُوا عَلَيْهِم بُنْيَانًا

«…и сказали: «Воздвигните над ними строение…» (Коран, сура «Пещера», аят 21)

Другие, которые одержали верх в этом вопросе, сказали:

قَالَ الَّذِينَ غَلَبُوا عَلَى أَمْرِهِمْ لَنَتَّخِذَنَّ عَلَيْهِم مَّسْجِدًا

А те, мнение которых одержало верх сказали: «Мы воздвигнем над их (могилами) храм«. (Коран, сура «Пещера», аят 21)

Коран цитирует две точки зрения без того, чтобы подвергнуть какую-либо из них критике. Можно сказать, что если бы обе точки зрения или одна из двух вступали в противоречие с шариатом, то Коран осудил бы ее, либо цитировал возразительным тоном. В любом случае эти точки зрения говорят о том, что одним из способов возвеличивания авлия и праведников в то время было сохранение места их погребения.

Принимая во внимание этот священный аят, возведение построек над могилами праведников нельзя считать запрещенным или даже нежелательным делом, но усматривать как своего рода возвеличивание обрядовых знамений Бога и способ проявления уважения к усопшим праведникам.

Чрезмерность не метод борьбы с халатностью, халатность не метод борьбы с чрезмерностью

Нужно подчеркнуть, что салафиты во главе с Ибн Таймийей и Ибн Абд ал-Ваххабом свой непримиримый антагонизм к вопросу возведения мавзолеев мотивируют тем, что люди в их период были чрезмерно вовлечены в это дело, полностью игнорируя основополагающие заповеди ислама. Допустим, они правы. Справедливости ради надо признать, что иногда наблюдается, что мусульмане в этом вопросе ведут себя либо халатно, либо чрезмерно, что в равной степени неприемлемо. Любопытны и такие случаи, когда человек, смутно представляющий себе суть ислама и особо не радеющий о таких его столпах как намаз, пост и т.п. бывает, с наступлением пятницы заявляется к могиле какого-нибудь праведника и приступает судорожно давать обеты и молиться. Не забывает и о благотворительности на месте. После, с чувством исполненного долга, возвращается к привычному для себя образу жизни, будучи уверен, что этот праведник в Судный день заступится за него, да и грехи после сего стираются.

И действительно, подобное поведение есть не что иное, как халатность по отношению к канонам веры, издевательство над ней. Призвание улемов здесь – ликбез масс. Они должны донести до правоверных, что все эти визиты к могилам праведников и даваемые там обеты и милостыни не представляют значимости без выполнения основополагающих канонов: намаза, поста, избежание греха. Вот как следует проводить профилактику признаков халатности и чрезмерности.

Но когда ты приходишь к людям, которые по причине увязания в некоторых второстепенных вопросах веры отошли от первостепенных и говоришь мол: брат, все это запретно в корне, шариат запрещает посещение могил, возведение мавзолеев, давание обетов, чтение дуа на могиле родителей и т.д. и т.п. – то это называется борьба с халатностью оружием чрезмерности.

Долг истинного реформатора, равно как и обычного светлемыслящего заключается в умении распознать как радикальные, так и вольнодумские настроения и стараться умерить их, приводить в соответствие с нормами, а не уклоняться от одного к другому и использовать одно как орудие борьбы с другим.

Господа Ибн Таймия и Ибн Абд ал-Ваххаб! Став свидетелем того как, народ отдалился от истинных учений ислама, предаваясь праздным посещениям могил и возведениям мавзолеев почему вы не нашли ничего лучшего кроме как наложение абсолютного запрета и поголовного обвинения мусульман в неверии? Кто дал вам такое право? Коран? Пророк? Улемы уммы? Раз уж вы заделались реформаторами, то давайте, исправляйте общество, просвещайте умму. Донесите до мусульман, что без соблюдения главного, совершение второстепенного не приносит никакой пользы.

В противном случае вам лучше было бы молчать и сидеть, сложа руки, нежели проливать кровь стольких ни в чем не повинных мусульман на пути своего призыва. Столько крови, сколько пролили вы и ваши последователи, не пролил никто из врагов, возможно даже Чингисхан.

Исламская умма и возведение мавзолеев над могилами

Как видно, салафиты притязают на то, что исламская умма во главе с улемами была единодушна в недопустимости возведения мавзолеев над могилами. По их мнению сущестовала коллективная фетва – иджма` закрепляющяя это положение юридически. Это значит, что умма с самых первых дней посланничества придерживалась единого мнения – нельзя возводить постройки над могилами, разрушать и сравнять с землей таковые при обнаружении. Если это заявление салафитов верно, то мы должны были стать свидетелями того, что мусульмане с самого начала разрушали всякие возвышающиеся могилы. В противном случае это неизбежно означало бы одно: умма вынесла ошибочное коллективное решение, отклонилась от верного пути. Но подобный вывод никак не уживается со следующим хадисом: “Моя умма никогда не вынесет ошибочное коллективное решение”. В другой версии этого хадиса говорится, что умма не вынесет коллективного решения в пользу заблуждения.

Теперь давайте посмотрим какова была позиция уммы все двенадцать столетий вплоть до появления господина Ибн Абд ал-Ваххаба.

По свидетельству истории в период, когда ислам постепенно распространялся по всему Аравийскому полуострову и проблески новой религии стали видны в основных частях Ближнего Востока, над могилами пророков, о местонахождении которых было известно, были сооружены навесы, своды, иногда куполы и даже строилсь дворы. Некоторые экземпляры сохранились и до наших дней в первозданном виде.

В самой Мекке могила Исмаила и его матери Хаджар (Табари в своем труде «Та`рих» пишет: Упоминается, что Исмаил прожил 137 лет и (после смерти) был погребен в Хиджре рядом с могилой матери…” (ал-Мактаба ал-шамила, Та`рих Табари, ч. 1, стр. 189), могила Даниила в Шуше (Сузы), могилы пророков Худа, Салиха и Зулкифла в Ираке, Ибрахима, Исхака, Йа`куба и Йусуфа, перенесенные пророком Мусой в Иерусалим – имеют опознавательные знаки, постройки.

История свидетельствует о том, что в день, когда мусульмане открыли эти страны, они не были неприятно удивлены увиденным и ни один из халифов или даже завоевателей не приказал сравнить с землей это наследие. Если претензии салафитов уместны и умма действительно была настроена отрицательно к вышеназванному явлению, то неизбежно возникает вопрос, которым должен задаться каждый из нас, а именно: в таком случае почему же мусульмане ранней эпохи ислама не сравнили с землей эти мавзолеи. Мало того, некоторые даже завещали похоронить их рядом с ними.

Один салафитский ученый по имени Сан`ани, столкнувшись с вопросом «если то, что ты говоришь – истина, то почему же существует столько надмогильных построек и мавзолеев?», вместо ответа он приводит оправдания, которые, по сути, более тяжкие, чем вина. Итак, вот что он говорит:

فإن قلت هذا أمر عم البلاد واجتمعت عليه سكان الأغوار والأنجاد وطبق الأرض شرقا وغربا ويمنا وشاما وجنوبا وعدنا، بحيث لا تجد بلدة من بلاد الإسلام إلا وفيها قبور ومشاهد… بل هذه مساجد المسلمين غالبها لا يخلوا عن قبر أو قريب منه أو مشهد يقصده المصلون في أوقات الصلاة يصنعون فيها ما ذكر أو بعض ما ذكر. ولا يسع عقل عاقل أن هذا منكر يبلغ إلى ما ذكرت من الشناعة ويسكت عليه علماء الإسلام الذين ثبتت لهم الوطأة في جميع جهات الدنيا

Если скажешь: это явление (т.е. возведение мавзолеев) распространилось повсеместно, охватив страны Шама, Йемени и Адана вплоть до того, что не найдешь ни одной мусульманской страны в которой не было мавзолеев и построек, и даже более того, в большинстве мечетей имеются могилы или машхады в которых мусульмане предаются зикру во время намаза. И невозможно разумному человеку представить, то, чтобы улемы молчали и никак не реагировали на это, будь оно столь порицаемым делом как ты утверждаешь…” (ал-Мактаба аш-шамила, Татхир ал-и`тикад мин адран ал-илхад, ч. 1, стр. 38)

После приведения вопроса, он старается дать ответ. Здесь-то он и приводит оправдание, как говорят в народе – хуже самой вины. Поскольку он во-первых говорит, что опыт простого люда не может служить аргументом в пользу правильности каого-либо явления, то есть, открыто объявляет, что все вышеупомянутое – дело рук малограмотных масс. Во-вторых, утверждает, что улемы в душе были несогласны с этим, но не могли высказать своего мнения открыто так как опасались эмирей и государственных чиновников. (Там же. ч. 1, стр. 39-40)

Кажется, Сан`ани не подозревает о том, что эта практика имела хождение с самого начала посланнической миссии. Когда названные страны были завоеваны мусульманами, первые войска состояли из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Они получается и есть малограмотный простой люд? Во-вторых, говоря об опасении улемов эмиров и госчиновников, кого он имеет в виду? Значит эти правители были плохими отклонившимися людьми раз Сан`ани утверждает, что улемы их опасались? Создается такое впечатление, что Сан`ани сам не понимает кому направлено их обвинение.

Правителями тех периодов были праведные халифы, далее Бану Умая и Бану Аббас соответственно. Получается с точки зрения господина Сан`ани эти эмиры были деспотами, по причине чего улемы боялись высказать свою точку зрения.

Сайидюнуси Истаравшани

Продолжение следует

Реклама


Рубрики:Ваҳдати исломӣ, Разговор с салафитами, Салафият, Такфир

Метки: , ,

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: